г. Улан-Удэ

Консультация для родителей музыкальный руководитель

Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев)

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.

Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в детском саду у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение.

Задача ДОУ – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, активную личность.

Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, музыкальные руководители, психологи, педагоги дополнительного образования, родители.

Поэтому цель работы педагогов ДОУ – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

     Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на стереосистеме, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

К слушанию музыки относятся:

  • Беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
  • Специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
  • Упражнения на внутреннее слышание.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

Рекомендации:

  1. Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
  2. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
  3. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

В музыкальной терапии существует два направления:

Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Игры и упражнения в детском саду

  • «Уходи, злость, уходи»

Терапевтическая игра

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи! » (Чайковский «Баба Яга»). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты. (Шопен «Ноктюрн фа-мажор») .

  • «Упрямая подушка»(снятие общего напряжения, упрямства)

Терапевтическая игра

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее! » (Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают? » Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20») .

  • «Волшебные нити»

Изотерапийная игра

Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Ребенку предлагается нарисовать себя посередине листа, а вокруг изобразить тех, кого малыш хотел бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных, друзей, домашних животных, игрушки и т. д.). Дать ребенку синий маркер (волшебную палочку) и попросить соединить себя с окружающими персонажами линиями – это волшебные нити. По ним, как по проводам, от любимых людей к малышу теперь поступает добрая сила: забота, тепло, помощь. Но и от ребенка должна идти такая же сила. Нити навсегда соединили малыша с теми, кто ему дорог. Теперь, если мама ушла на работу или друг уехал к бабушке, беспокоиться не стоит. Волшебные нити обязательно притянут их снова к ребенку.

 

Консультация для родителей и педагогов

«Влияние пения на развитие речи ребенка»

Пение− основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня сопровождает человека всю жизнь. В последние десятилетия, когда компьютерные, информационные технологии заняли ведущие позиции в обществе, становлению культуры и духовно−нравственному воспитанию отводится все меньше места. «Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора». В песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство»,− писал К. Д. Ушинский. Через пение, песенное творчество, ребенок развивает способность переживать – эмпатию,  уже в раннем возрасте формируется интенция к музыкальным жанрам.

«… Для ребенка голос – самый доступный и первейший инструмент»−, писал Л. Стоковский. Нельзя не согласиться с  музыкантом,  с помощью голоса можно выразить эмоции, переживания, чувства.  Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.

        Развитие речи ребенка через пение достигается работой над певческими навыками:звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией.  Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения напевному звучанию важно добиваться протяженного звучания в конце фразы «Маме, мамочке песенку споем».

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией, т.е. правильным положением языка, губ, гортани.Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционная гимнастика. Цель ее – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции.  Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, и как следствие, улучшается музыкальная память, внимание.

  • Упражнение «Большой и маленький поезд».  (пропевание слогов «ТУ−ТУ−ТУ» в низкой и высокой тесситуре, «ш−ш−ш», имитация пара)
  • Упражнение «Птичка и птенчики» (низкий голос мамы «пи−пи−пи», высокие голоса птенчиков «пи−пи−пи»)
  • Упражнение «Метель» ( на звукУ, попытаться голосом изобразить метель, завывания, начало и затишье)

В обучении детей правильному звукопроизношению, я опираюсь на основные правила дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесУ, в декабрЕ).

Безударные гласные также не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени. Поэтому беглая в речи Озвучит в пении как А (к[А]рова, [А]ктября), звук Ямикшируется и произносится как Е (в окт[Е]бре).Согласные проговариваются быстро и четко.

На безударных гласных дети часто делают ошибки. Произнося звук Е часто заменяют его наИ (здравствуйт[И], п[И]тушокр[И]бят), а букву Я заменяют на И (масл[И]на головушка).  Замена звуков нередко происходит и в окончаниях (нежную на нежн[аю], мороз на моро[с]).

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки. Они развивают скорость чередования различных звуков, регулирующих темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка и щек)

  • Черепашка не скучая час сидит за чашкой чая [Ч]
  • Мышонку шепчет мышь: «ты все шуршишь, не спишь!» [Ш]
  • Серые бараны били в барабаны [P, Б]
  • У осы не усы, не усища, а усики [С]

Для детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет яркий демонстрационный материал, поэтому перед началом упражнения, стоит предоставить наглядный образ предмета. (Напр. упражнение «Большой и маленький поезд» − иллюстрацию). Развитие певческих навыков происходит с исполнения простых попевок, элементарного подпевания слогов, звукоподражания.

  • Игровой прием «Поем на дудочке» (ду−ду−ду)
  • «Как звенит колокольчик» (динь−динь−динь)

Так же дети хорошо различают речевые интонации, поэтому вслушиваются в вопросительные интонации, их характеристики (грусть, печаль).

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Особенности проведения праздников и развлечений с детьми раннего возраста

 Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, 
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский

      С раннего возраста музыка занимает важное место в развитии и воспитании малыша. Это связано с тем, что музыка благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно для себя учатся говорить правильно.

Музыка чудесным образом влияет на развитие мозга детей, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребёнка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов «музыкального образования» малыша.

Очень часто от коллег слышу такую фразу: «А мне не нравится заниматься с яслями, неинтересно, ничего не понимают, лучше со старшими…» А ведь это ошибочное мнение! Многие учёные считают, что «психологические основы обучения закладываются уже с рождения, и именно в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребёнка». Многие педагоги допускают грубейшую ошибку: начинают ответственно и заинтересованно заниматься музыкальным воспитанием детей младшего, а то и старшего дошкольного возраста, упуская ранний период.

Малыш в первый раз пришёл в детский сад. Для него всё ново, необычно, не так как дома, начинается очень сложный, порой напряжённый, а иногда и болезненный период адаптации. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Ребёнок, легче привыкнет к новой обстановке, если заботливые воспитатели и няня смогут завладеть его вниманием, позабавить. А главное, что отвлечёт ребёнка от переживаний, вызовет положительные эмоции, повысит его настроение – музыка! И тут на помощь прихожу я, музыкальный руководитель.

Первые две-три недели группы раннего возраста я посещаю каждый день, все занятия и развлечения провожу в групповой комнате. На первом этапе для меня важнее занять и увлечь малыша музыкой, вызвать у него радостные эмоции, интерес к играм-забавам, чем обучить каким-либо движениям и навыкам.

В этот период я активно использую мягкую образную игрушку. В гости к малышам прихожу то с рычащим медвежонком, то с хитрой лисичкой, колючим ёжиком, куклой, зайчишкой-трусишкой. В моих руках игрушки «оживают»: они здороваются с детьми, поют песенки, танцуют, играют в прятки и догонялки. Эти игры непродолжительны по времени, но помогают собрать и переключить внимание детей, внести разрядку в привычную обстановку, создать весёлое, приподнятое настроение.

С целью развития речи, общей и мелкой моторики, двигательных возможностей ребёнка широко использую в своей практике песенки и стихи с движениями (например, «Мишка косолапый», «Зайчик серенький», «Идёт коза рогатая» и др.). Поначалу малыши будут только «наблюдателями», пассивными участниками, но со временем с удовольствием начнут выкрикивать отдельные слова и жестами изображать то, о чём говорится в стихотворении.

На следующем этапе работы я начинаю решать задачи определённые программой по музыкальному развитию детей раннего возраста.

Основные задачи:

  • Формировать устойчивый интерес к музыке.
  • Развивать основы музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ).
  • Развивать активность детей в музыкальной деятельности: побуждать к подпеванию слогов, слов, к выполнению простых танцевальных движений в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу и т.п.) по показу и самостоятельно, а также к игровым действиям.
  • Побуждать детей к элементарным музыкально-творческим проявлениям.

Эти задачи осуществляю в разных формах музыкальной деятельности: на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе, при проведении праздников и развлечений.

С целью порадовать, повеселить детей, закрепить пройденный материал, обогатить яркими радостными впечатлениями два раза в месяц провожу развлечения. Формы разнообразны: кукольные спектакли, игры-забавы, театрализованные представления, музыкальные сказки (физкультурные досуги. В течение учебного года организую праздники по временам года: осенью — праздник осени, зимой — праздник Ёлки и весной — 8 марта.

К данным формам музыкальной деятельности привлекаю родителей. Они активные участники мероприятий. С детьми танцуют и поют, вместе играют. За неделю до предстоящего праздника провожу с родителями консультацию, где обговариваются правила поведения, форма одежды, правила фотографирования и съёмки; разучиваю музыкальный материал, знакомлю с сюжетом сценария; привлекаю к изготовлению атрибутов, масок, костюмов. Как показала практика, совместные мероприятия с родителями лучше проводить во второй половине учебного года (весной).

Сценарии праздников и развлечений разрабатываю на основе имеющейся методической литературы, с учётом навыков музыкальной деятельности малышей на конкретный период. При работе над сценарием учитываю следующие принципы:

  • доступность;
  • содержательность;
  • занимательность;
  • развлекательный характер;
  • познавательность;
  • двигательность;
  • «сюрпризность».

Придерживаюсь следующих правил:

  • интересный сюжет;
  • основа праздника – игра;
  • единая игровая тема;
  • чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;
  • построение программы на хорошо знакомом музыкальном материале, ранее освоенном с детьми;
  • включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;
  • продолжительность праздника не более 15 – 20 минут.

Свою работу строю в тесном сотрудничестве с воспитателями. За месяц до предстоящего мероприятия новый сценарий обсуждаю и адаптирую к характерным особенностям конкретной группы. В ходе обсуждения распределяем роли, организацию детей, взрослых, оформление декораций, атрибутики.

Роль взрослых на празднике особенно важна, ведь дети раннего возраста не могут самостоятельно петь, плясать, исполнять даже маленькие роли. Ведущий, он же воспитатель, должен хорошо знать программу развлечения, в ходе праздника постоянно активизировать не только действия детей, но и их восприятие. Любой приглашённый персонаж, должен быть хорошо знаком малышам. Это могут быть зайчик, петушок, лисичка, Матрёшка, Петрушка и др. Он должен быть добрым, ласковым, приветливым, обязательно общаться с детьми. Герою праздника очень важно завладеть вниманием малышей, вызвать у них ответные действия (на просьбу похлопать в ладоши, попрыгать, позвать, отнести, отдать). Именно поэтому провожу неоднократные консультации и репетиции предстоящего мероприятия, на которых взрослые отрабатывают речь, интонационную выразительность, движения.

Как известно, маленьких детей всегда привлекают яркие краски, что-то новое, необычное, красивое, поэтому особое внимание уделяю оформлению залу, пошиву костюмов, изготовлению реквизита к танцам и играм

Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку.

 

«День пропал зря, когда мы не музицировали хоть раз  

             Фридрих Ницше

     Становление личности человека сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство. В этом возрасте начинают развиваться первые механизмы поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта.  Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

     К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

      Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.

      Праздник в детском садуособый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

В каких семьях рождаются «творческие люди»?

Американский психолог Ф. Вернон, вместе с группой социологов, проводил широкомасштабное исследование среди огромного статистически значимого числа студентов американских колледжей.

И те выводы, к которым он пришёл, легли в основу так называемого «Списка факторов развития творческой одарённости». Но перед тем, как переходить к списку Вернона, ответим на вопрос:

А зачем быть творчески одарённым?

Ответить можно словами великого русского физиолога А. А. Ухтомского:

«Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в готовую жёсткую схему, является хозяином своего будущего.

Только человек, открытый своим вниманием к реальности, заранее готовый принять действительность такой, какая она есть, не цепляющийся за первоначально избранные координаты, может радикально изменить первоначальный свой путь.

Вот это – открытость, гибкость, «зрячесть» и есть «творческая одарённость», собственно говоря. Часто под творческой одарённостью мы понимаем узкое умение играть на балалайке или шить необычных кукол.

А ведь творческая одарённость – это всего лишь умение построить себе счастье своими руками, вырваться из плена косности и несвободы. Вот и всё.