г. Улан-Удэ

Консультация для родителей

Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку исполнилось три года — значит, ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья… Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад — необходимость, он — одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

В срок так в срок… И вы, как все, отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю… Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены этим. Ваш малыш почти неузнаваем, с ним что-то происходит, словно он вдруг «развивается назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю! По любому поводу истерики, Снова могут стать мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. И… не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает к вам в глаза. Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не желает подружиться. Целый день сидит один, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это. Почему так не мил детский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся? Ведь в конце концов не подменили же малыша! «Подменили»… «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. У него период адаптации.

 Адаптация в детском саду.

В пользе посещения ребёнком детского сада давно никто не сомневается. «Детсадовские» дети легче, чем домашние, адаптируются в школе. Быстрее обзаводятся друзьями, лучше чувствуют себя в коллективе. Но для того, чтобы детский сад пошёл малышу на пользу, взрослым необходимо помочь адаптироваться малышу в детском коллективе, т.е. приобрести новые навыки, направленные на создание для себя комфортной обстановки в новых условиях. Несмотря ни на что, малыш особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него обстановке.

Детский сад — это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается широкий диапазон индивидуальных реакций, и их характер обусловлен личностными и психическими возможностями ребенка. Также имеют значение сложившиеся в семье отношения, условия нахождения в данном дошкольном учреждении. Каждый малыш по-своему привыкает к детскому саду, но все-таки имеются некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание. Всегда следует учитывать, что до трехлетнего возраста у ребенка нет потребности в общении со сверстниками. Взрослый человек является для ребенка образцом для подражания, партнером по играм. Тем более, что ребенок постоянно находится в доброжелательном окружении. Сверстники не могут обеспечить его подобным отношением, так как они и сами в этом нуждаются. В связи с этим, адаптация обычного ребенка не может происходить быстро, ведь он очень привязан к матери. Если она исчезает, то это вызывает бурный протест. Особенно это касается эмоционально чувствительных и чрезмерно впечатлительных детей. Маленькие дети, боятся незнакомых людей, трудно принимают новые ситуации общения. Все эти факторы полностью проявляются, когда ребенок приходит в детский сад. Такие страхи являются главной причиной, мешающей ребенку адаптироваться в новых условиях детского учреждения. Нередко малыш становится плаксивым без причин, он постоянно обижается, и к тому же начинает чаще болеть. Все это объясняется частыми стрессовыми ситуациями, истощающими организм и подрывающими его защитные силы. Известно, что мальчики в этом возрасте сложнее адаптируются, чем девочки. В этот возрастной период они имеют максимальную привязанность к матери, и разлука является очень болезненной.

При нормальной адаптации у ребёнка довольно быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через две-три недели) не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений.

Но случается и так, что адаптация проходит с осложнениями. Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все его прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжёлом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, то и к четвёртому месяцу пребывания в детском саду. Эти дети, как правило, часто и долго болеют. Основной причиной является состояние крайнего психоэмоционального напряжения.
Чтобы облегчить привыкание к детскому саду, существует ряд простых правил, следуя которым, ваш ребёнок будет чувствовать себя в детском саду как дома, где ему будет комфортно, уютно, весело.

Приводите ребёнка на несколько часов.
Первое время в детском саду малыш может проводить непродолжительное время. Это нужно для того, чтобы привычный ход жизни не менялся так резко. Постепенно приучайте его проводить время на новом месте без мамы.
Не опаздывайте, когда забираете ребёнка.
Когда приходит время забирать ребёнка из детского сада, нельзя опаздывать. Малыш может очень сильно испугаться, что вы не придёте совсем.
Не обещайте купить игрушку за то, что малыш будет в детском саду.
Это может обернуться тем, что ребёнок будет шантажировать вас.
Не ругайте его за не желаемое поведение в первые дни пребывания в детском саду.
В первое время пребывания в детском саду, ребёнок может вести себя не совсем правильно, но ругать его не стоит. Поймите, что для него это всё ново. Он ещё не знает, что плохо, а что хорошо. Поэтому вы должны просто разобраться вместе с малышом, почему он вёл себя таким образом.
Пригласите его друзей из детского сада домой.
Для того, чтобы ваш малыш вырос уверенным в себе, общительным и дружелюбным человеком, с самого детства надо приучать его к общению со сверстниками. Приглашайте к себе домой других детей. Такие мероприятия положительно повлияют на дальнейшее развитие ребёнка.

ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

  1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
  2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
  3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
  4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».
  5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
  6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к «выгоранию».

  1. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.                  Успехов в работе!  

 Презентация  ИСКУССТВО БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ